Психиатрия - №71 (03) 2016

К содержанию

Журнал «Психиатрия» основан в 2002 году по инициативе академика РАН А.С. Тиганова. С 2008 года журнал входит в «Перечень рецензируемых  научных журналов». С 2012 года журнал «Психиатрия» включен в систему РИНЦ. С 2020 года журнал включен в Scopus.

В журнале «Психиатрия» публикуются научные и информационные материалы в соответствии с основными направлениями журнала. В задачи журнала входит  распространение актуальной информации о последних научных разработках и достижениях клинической психиатрии, фундаментальных исследований в области нейронаук. Большое внимание уделяется современным методам диагностики, лекарственной терапии психических нарушений, другим видам терапевтического вмешательства и реабилитации пациентов разного возраста (детского, подросткового, юношеского, зрелого и позднего возраста). Трансляция результатов научных исследований в медицинскую практику представляет образовательную ценность для врачей, научных работников и организаторов здравоохранения.

Редакционная коллегия принимает на рассмотрение оригинальные статьи и систематические обзоры, имеющие значение для психиатрической науки и клинической практики. Приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, систематическим анализам, метаанализам и крупным когортным исследованиям с научно-доказательной базой. Ценность представляют сообщения практических врачей о полезном опыте выявления и лечения психических нарушений.

Журнал предназначен для широкого круга читателей – врачей, научных работников, студентов вузов и ФУВ, организаторов здравоохранения РФ, стран СНГ и зарубежья. Доступность для международной аудитории обеспечивается англоязычной версией названия статьи и аннотации и размещением метаданных статьи (публикуемого материала) и пристатейного списка литературы на сайте журнала (указать адрес).

Члены редакционного совета и редакционной коллегии представляют ведущие научно-образовательные центры России и других стран. В состав редколлегии входят академики РАН, профессора, доктора и кандидаты наук. Среди авторов журнала специалисты из столичных и региональных научных и практических учреждений Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья,  а также иностранные авторы.

Особенности когнитивного развития детей с эпилептиформной активностью на ЭЭГ

УДК: 159.97; 616.831

Ключевые слова: детский возраст, ЭЭГ, эпилептиформная активность, пароксизмальные состояния, резидуальная церебраль- ная органическая патология, нарушения когнитивных функций, childhood, EEG, epileptiform activity, paroxysmal conditions, residual cerebral organic pathology, cognitive impairment
Описание:
Обоснование. Высокая распространенность нервно-психических расстройств в детской популяции, данные об их влиянии на психическое развитие и необходимость оказания больным комплексной медико-психологической помощи определяют актуальность исследования особенностей психического онтогенеза детей с заболеваниями ЦНС. На нарушения психического онтогенеза детей с судорожными пароксизмами в анамнезе указывали многие отечественные и зарубежные ученые.Цель работы - выявить особенности когнитивного развития детей с ЭЭГ-признаками эпилептиформной активности.Материал и методы. В исследовании приняли участие 102 ребенка в возрасте 6-8 лет. У 54 пациентов отмечены парок- сизмальные состояния в анамнезе, в 12 наблюдениях выявлена эпилептиформная активность на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) при отсутствии эпилептиформных приступов в анамнезе, в 36 случаях обнаружена резидуальная церебральная патология без пароксизмальных расстройств в прошлом. В исследовании использовались клинический метод и экспериментально-психологические методики нейропсихологического исследования высших психических функций (ВПФ) у детей (Цветкова Л.С., 2002), диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» (Ясюкова Л.А., 2002).Результаты и выводы. Результаты эмпирического исследования показали, что разная по характеру картина ЭЭГ коррелирует с различной структурой когнитивной недостаточности у детей. Фоновая ЭЭГ дезорганизованного типа сопровождается ослаблением регуляторного и оптико-пространственного фактора, дефицитом внимания и усилением модально-неспецифических нарушений памяти. Эпилептиформная активность на ЭЭГ сопряжена с нарушением динамического и кинестетического праксиса, а также способности понимать логико-грамматические конструкции. Полученные результаты необходимо учитывать в психокоррекционной работе с ребенком с соответствующей картиной ЭЭГ.

ЧИТАТЬ

Ссылки на литературу

  1. Конева Е.В., Павлей Л.В., Солондаев В.К. Чувствительность системы психического развития к хроническим заболеваниям ребенка. Клиническая и специальная психология. 2014;3(3). Доступно по: http://psyjournals.ru/ psyclin/2014/n3/Koneva_et_al.shtml Ссылка активна на 26.10.2015
  2. Деларю В.В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2013;3:78-80
  3. Туровская Н.Г., Курушина О.В., Деларю В.В. Неврологическая и психологическая оценка развития ребенка первого года жизни. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2015;56(4):3-8
  4. Гузева В.И. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния у детей. М.: МИА; 2007
  5. Mikadze Y.V., Gogberashvili T.Y. Нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций у детей и подростков с парциальными (фокальными) формами эпилепсии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010;2(1):47-53. Доступно по: http:// dx.DOI.org/10.14412/2074-2711-2010-70. Ссылка активна на 13.09.2016. DOI:10.14412/2074-2711-2010-70
  6. Нагорская И.А. Нейропсихологические синдромы у детей и подростков, страдающих фармакорезистент- ными формами фокальной симптоматической эпилепсии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.; 2014. Доступно по: http://www.dslib.net/med-psixologia/ nejropsihologicheskie-sindromy-u-detej-i-podrostkov- stradajuwih.html Ссылка активна на 13.09.2016
  7. Fastenau P.S., Johnson C.S., Perkins S.M., Byars A.W., de- Grauw T.J., Austin J.K., Dunn D.W. Neuropsychologic status at seizure onset in children. Risk factors for early cogni- tive deficits. Neurology. 2009;73(7):526-534. DOI:10.1212/ WNL.0b013e3181b23551
  8. Ying-Chao Chang, Chao-Ching Huang, Song-Chei Huang. Long-term Neuroplasticity Effects of Febrile Seizures in the Developing. Chang. Gung. Med. J. 2008;31(2):31-33
  9. Алехин А.Н., Туровская Н.Г. Дети с пароксизмальными состояниями в анамнезе: Структура нарушений психического развития и мишени психокоррекционного воздействия. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2013;47(3):124-126
  10. Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2014;52(4):91-94
  11. Туровская Н.Г. Патология памяти в структуре нарушения психического развития у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. Экспериментальная психология. 2015; 8(3):145-155. DOI:10.17759/exppsy.2015080313
  12. Туровская Н.Г. Психическое развитие детей с неэпилептическими пароксизмальными состояниями в анамнезе. Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2015;7(3):82-95. Доступно по: http://dx.DOI. org/10.17759/psyedu.2015070309 Ссылка активна на 26.10.2015. DOI:10.17759/psyedu.2015070309
  13. Туровская Н.Г. Нейропсихологическая квалификация особенностей психического развития детей с неэпилептическими пароксизмальными состояниями в анамнезе. Клиническая и специальная психология. 2016;5(1):77-92. Доступно по: http://dx.DOI.org/10.17759/cpse.2016050106 Ссылка активна на 13.09.2016. DOI:10.17759/cpse.2016050106
  14. Туровская Н.Г. Психическое развитие детей дошкольного возраста с судорожными пароксизмальными состояниями: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.; 2013. Доступно по: http://clinicpsy.ucoz.ru/Library/avtoref/ 38 turovskaya_ng_akd.pdf Ссылка активна на 13.09.2016
  15. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: методическое пособие. М.: Издательство Экзамен; 2006
  16. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования. Под ред. Григорьевой Л.П. М.: Издательство Экзамен; 2006
  17. Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская клиническая электроэнцефалография. Руководство для врачей. М.: Медицина; 1994
  18. Жирмунская, Е.А., Лосев В.С. Системы описания и классификация электроэнцефалограмм человека. М.: Наука; 1994
  19. Фарбер Д.А., Алферова В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика; 1972
  20. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия; 2005
  21. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: методический альбом. М.: Педагогическое общество России; 2002
  22. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. СПб.: ГМНПП «ИМАТОН»; 2002
  23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия; 2002. Luriya A.R. Osnovy neiropsikhologii. M.: Akademiya; 2002. (In Russ)
  24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия; 2002
  25. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Айрис-пресс; 2007
Авторы:
  • Туровская Наталья ГригорьевнаВолгоградский государственный медицинский университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, РФВолгоград, РФ