Психиатрия - №69 (01) 2016

К содержанию

Журнал «Психиатрия» основан в 2002 году по инициативе академика РАН А.С. Тиганова. С 2008 года журнал входит в «Перечень рецензируемых  научных журналов». С 2012 года журнал «Психиатрия» включен в систему РИНЦ. С 2020 года журнал включен в Scopus.

В журнале «Психиатрия» публикуются научные и информационные материалы в соответствии с основными направлениями журнала. В задачи журнала входит  распространение актуальной информации о последних научных разработках и достижениях клинической психиатрии, фундаментальных исследований в области нейронаук. Большое внимание уделяется современным методам диагностики, лекарственной терапии психических нарушений, другим видам терапевтического вмешательства и реабилитации пациентов разного возраста (детского, подросткового, юношеского, зрелого и позднего возраста). Трансляция результатов научных исследований в медицинскую практику представляет образовательную ценность для врачей, научных работников и организаторов здравоохранения.

Редакционная коллегия принимает на рассмотрение оригинальные статьи и систематические обзоры, имеющие значение для психиатрической науки и клинической практики. Приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, систематическим анализам, метаанализам и крупным когортным исследованиям с научно-доказательной базой. Ценность представляют сообщения практических врачей о полезном опыте выявления и лечения психических нарушений.

Журнал предназначен для широкого круга читателей – врачей, научных работников, студентов вузов и ФУВ, организаторов здравоохранения РФ, стран СНГ и зарубежья. Доступность для международной аудитории обеспечивается англоязычной версией названия статьи и аннотации и размещением метаданных статьи (публикуемого материала) и пристатейного списка литературы на сайте журнала (указать адрес).

Члены редакционного совета и редакционной коллегии представляют ведущие научно-образовательные центры России и других стран. В состав редколлегии входят академики РАН, профессора, доктора и кандидаты наук. Среди авторов журнала специалисты из столичных и региональных научных и практических учреждений Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья,  а также иностранные авторы.

Последипломное образование в психиатрии: актуальное состояние и ближайшие перспективы

УДК: 37

Ключевые слова: психиатрия, последипломное образование, образовательные модули, информационные технологии, psychiatry, postgraduate education, educational modules, information technology
Описание:
Цель работы - проанализировать некоторые современные особенности и проблемы преподавания психиатрии на этапе последипломного образования. В основу положен опыт работы учебно-методического отдела, сформированного в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России. В настоящее время особый акцент в образовательных программах делается на приобретении универсальных, профессиональных и профессио- нально-специализированных компетенций. Актуальным становится внедрение логических образовательных модулей (практических и теоретических задач), касающихся стратегии деятельности врача: психиатра, нарколога, судебно-психиатрического эксперта. Все более востребованным становится использование в образовательном процессе новых информационных технологий.Вывод. Решение существующих на данный момент задач в сфере образования видится в пересмотре программы последипломной подготовки врачей; увеличении сроков обучения; создании последовательных модулей обучения на основе современных достижений научно-технического прогресса; обучении специалистов для каждого этапа оказания медицинской помощи; разработке дифференцированной системы контроля качества оказываемых образовательных услуг.

ЧИТАТЬ

Ссылки на литературу

  1. Приказ Минздрава РФ «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фарма- цевтическое образование» № 700н от 7 октября 2015 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201511170025?index = 0&rangeSize = 1
  2. Барденштейн Л.М., Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. и др. Вопросы клинической и биологической психиатрии Современный образовательный процесс подготовки врача психиатра. Рос. психиатр. журн. 2015;5:4-11
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201212300007
  4. Дамулин И.В., Шурупова Р.В. Проблемы и перспективы обучения неврологии в современных условиях. Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2014;11:84-88
  5. Hinshaw S.P. The mark of shame: Stigma of mental illness and an agenda for change. New York: Oxford University Press, 2007
  6. Приказ Минздрава России «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтиче- ским работникам с высшим образованием по направлению подготовки ”Здравоохранение и медицинские науки“» № 707н от 8 октября 2015 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201510270051
  7. Данилова С.В., Кекелидзе З.И., Панченко Е.А., Парпара М.А. Современная система подготовки медицинских кадров в области психиатрии (сравнительный анализ международного опыта). Психическое здоровье. 2015;11:3-11
  8. Морозов П.В., Волошин П.В., Марута Н.А., Незнанов Н.Г. и др. Профессиональная подготовка врачей-психиатров в странах Восточно-Европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации: проблемы и решения. Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганушкина. 2015;17(4):4-7
  9. Дмитриева Т.Б., Качаева М.А., Фастовцов Г.А. и др. Применение принципов андрагогики в процессе обучения на кафедре социальной и судебной психиатрии с курсом судебно-психиатрической экспертизы ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова. Психическое здоровье. 2010;3(46):3-8
  10. Змеев С.И. Андрагогика: становление и пути развития. Педагогика. 1995;2
  11. Основы андрагогики / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. 240 с. The order of Ministry of health of the Russian Federation «About the nomenclature of specialities of experts with higher medical and pharmaceutical education» N 700н from 7 October 2015. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201511170025?index = 0&rangeSize = 1
  12. Bardenstein L.M., Kekelidze Z.I., Makushkin E.V. et al. Modern educational process of training of the psychiatrist. Russian Jour- nal of Psychiatry. 2015;5:4-11. Federal law of 29 December 2012 N 273-FZ «On education in Russian Federation». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201212300007
  13. Damulin I.V., Shurupova R.V. The problems and prospects of teaching of neurology in modern conditions. Korsakov Journal of neurology and psychiatry. 2014;11:84-88
  14. Hinshaw S.P. The mark of shame: Stigma of mental illness and an agenda for change. New York: Oxford University Press, 2007
  15. The order of Ministry of health of Russia «On approval of Quali- fication requirements for medical and pharmaceutical workers with tertiary education by field of study “Health and medicine”» N 707н from 8 October 2015. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201510270051
  16. Danilova S.V., Kekelidze Z.I., Panchenko E.A., Parpara M.A. Mo- dern system of medical training in psychiatry (comparative ana- lysis of international experience). Mental health. 2015;11:3-11
  17. Morozov V.P., Voloshin P.V., Maruta N.And., Neznanov N.G. et al. Training of psychiatrists in the Eastern European region of World Psychiatric Association: problems and solutions. Psychi- atry and psychopharmacotherapynamed by. P.B. Gannushkin. 2015;17(4):4-7
  18. Dmitrieva T.B., Kachaeva M.A., Pustoutov G.A. et al. Application of the principles of andragogy in the teaching process at the Department of social and forensic psychiatry with the course of forensic psychiatric examination FPGPEP MMA. I.M. Sechenov. Mental health. 2010;3(46):3-8
  19. Zmeev S.I. Andragogy: the formation and ways of development. Pedagogics. 1995;2
  20. The basics of andragogy / Ed. by I.A. Kolesnikova. M.: Academy, 2003. 240 p
Авторы:
  • Макушкин Евгений ВадимовичФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава Россиидоктор медицинских наук, профессор, заместитель генерального директо- ра ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РоссииМосква
  • Данилова Светлана ВалерьевнаФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава Россиикандидат медицинских наук, доцент, руководитель учебно-методи- ческого отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РоссииМосква
  • Панченко Евгения АнатольевнаФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава Россиидоктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник учебно-мето- дического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РоссииМосква
  • Бородин Владимир ИвановичФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава Россиидоктор медицинских наук, профессор учебно-методического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Мин- здрава РоссииМосква