Психиатрия - №60 (04) 2013

К содержанию

Журнал «Психиатрия» основан в 2002 году по инициативе академика РАН А.С. Тиганова. С 2008 года журнал входит в «Перечень рецензируемых  научных журналов». С 2012 года журнал «Психиатрия» включен в систему РИНЦ. С 2020 года журнал включен в Scopus.

В журнале «Психиатрия» публикуются научные и информационные материалы в соответствии с основными направлениями журнала. В задачи журнала входит  распространение актуальной информации о последних научных разработках и достижениях клинической психиатрии, фундаментальных исследований в области нейронаук. Большое внимание уделяется современным методам диагностики, лекарственной терапии психических нарушений, другим видам терапевтического вмешательства и реабилитации пациентов разного возраста (детского, подросткового, юношеского, зрелого и позднего возраста). Трансляция результатов научных исследований в медицинскую практику представляет образовательную ценность для врачей, научных работников и организаторов здравоохранения.

Редакционная коллегия принимает на рассмотрение оригинальные статьи и систематические обзоры, имеющие значение для психиатрической науки и клинической практики. Приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, систематическим анализам, метаанализам и крупным когортным исследованиям с научно-доказательной базой. Ценность представляют сообщения практических врачей о полезном опыте выявления и лечения психических нарушений.

Журнал предназначен для широкого круга читателей – врачей, научных работников, студентов вузов и ФУВ, организаторов здравоохранения РФ, стран СНГ и зарубежья. Доступность для международной аудитории обеспечивается англоязычной версией названия статьи и аннотации и размещением метаданных статьи (публикуемого материала) и пристатейного списка литературы на сайте журнала (указать адрес).

Члены редакционного совета и редакционной коллегии представляют ведущие научно-образовательные центры России и других стран. В состав редколлегии входят академики РАН, профессора, доктора и кандидаты наук. Среди авторов журнала специалисты из столичных и региональных научных и практических учреждений Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья,  а также иностранные авторы.

Современные подходы к медико-социальной помощи детям с пограничными психическими расстройствами

УДК: 616.89; 364.444:364.264

Ключевые слова: реформирование сферы образования, стационарзамещающая технология, социально-психиатрический подход, психический дизонтогенез, education system reform, outpatient treatment, psychosocial approach, psychic disontogenesis
Описание:
В статье изложены результаты научно-практических исследований авторов по разработке модели внестационарных форм социально-психиатрической помощи детям в условиях образовательных учреждений. Стационарзамещающая технология основана на программе междисциплинарного сопровождения детей с обратимыми формами нарушенного психического развития с паритетным использованием методов детской клинической и социальной психиатрии; целью программы является успешная адаптация ребенка в общеобразовательной среде с восстановлением оптимального варианта психосоциального функциониро вания. Обосновывается актуальность введения понятия пограничные психические расстройства (ППР) дизонтогенетического круга (эволютивные ППР непсихотического уровня) при построении индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приводятся социально-клинические критерии, систематика, структурно-динамические особенности ППР дизонтогенетического круга, необходимые при реализации консультативно-диагностической, социотерапевтической и психокоррекционной помощи.

ЧИТАТЬ

Ссылки на литературу

  1. Башина В. М., Красноперова М. Г., Симашкова Н. В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей // Аутизм и нарушения развития. - 2003. - № 2 - С. 2-9
  2. Волошин В. М., Казаковцев Б. А., Шевченко Ю. С., Северный А. А. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - Т. 12. - № 2.- С. 5-9
  3. Вострокнутов Н. В. Детская социальная психиатрия - реальность нашего времени // Всероссийская науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы детской психиатрии»: Материалы конф. - Саратов, 2006. - С. 129-143
  4. Вострокнутов Н. В., Шалимов В. Ф., Новикова Г. Р. Медико-социальная помощь детям с пограничными психическими расстройствами в структуре дневного стационара в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. - М.: ФГУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2011. - 39 с
  5. Дмитриева Т . Б. Основные направления социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 4. - С. 4-8
  6. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В. А. Гурьева, Т. Б. Дмитриева, Е. В. Макушкин и др.; Под ред. В. А. Гурьевой. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 488 с
  7. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с
  8. Лубовский В. И., Новикова Г. Р., Шалимов В. Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 17-27
  9. Макушкин Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009. - 240 с
  10. Макушкин Е. В., Голдобина О. А., Шалимов В. Ф. Система динамического мониторинга психического здоровья детей с нарушенным психофизическим развитием: Методические рекомендации // Организация психиатрической помощи с использованием современных методов управления, планирования и финансирования / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. - М., 2008. - С. 139-157
  11. Новикова Г. Р. Нейропсихологическая диагностика структурно-динамических отклонений при обратимых нарушениях возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. - 2012. - № 2. - С. 74-79. 4
  12. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и ДОгМ от 25.10.2012 № 1156/682 «О передаче функ ций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Депар тамента образования города Москвы в учреждения государственной системы здравоохранения города Мо- сквы». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=MLAW;n=140132
  13. Пронина Л. А. Клинико-эпидемиологическая характеристика психических расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1995. - 22 с
  14. Рабочие материалы к проекту Государственной программы развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 гг. (проект программы по состоянию на 09.03.11). URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-271399.html
  15. Сухотина Н. К. Нервно-психическое здоровье детей в аспекте школьной адаптации // Социальная и клиническая психиатрия. - 1999. - Т. 9. - № 4. - С. 34-38
  16. Сухотина Н. К. Донозологические формы нервно-психических расстройств у детей // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - Т. 18. - №2. - С. 75-79
  17. Шалимов В. Ф. Школьная адаптация детей с пограничными психическими расстройствами // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2007. - № 3. - С. 35-39
Авторы:
  • Шалимов Валерий ФедоровичГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского МЗ РФ, Москвадоктор медицинских наук, ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского МЗ РФ, Москва
  • Новикова Галина РудольфовнаГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского МЗ РФ, Москвакандидат психологических наук, ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского МЗ РФ, Москва