Психиатрия - №59 (03) 2013

К содержанию

Журнал «Психиатрия» основан в 2002 году по инициативе академика РАН А.С. Тиганова. С 2008 года журнал входит в «Перечень рецензируемых  научных журналов». С 2012 года журнал «Психиатрия» включен в систему РИНЦ. С 2020 года журнал включен в Scopus.

В журнале «Психиатрия» публикуются научные и информационные материалы в соответствии с основными направлениями журнала. В задачи журнала входит  распространение актуальной информации о последних научных разработках и достижениях клинической психиатрии, фундаментальных исследований в области нейронаук. Большое внимание уделяется современным методам диагностики, лекарственной терапии психических нарушений, другим видам терапевтического вмешательства и реабилитации пациентов разного возраста (детского, подросткового, юношеского, зрелого и позднего возраста). Трансляция результатов научных исследований в медицинскую практику представляет образовательную ценность для врачей, научных работников и организаторов здравоохранения.

Редакционная коллегия принимает на рассмотрение оригинальные статьи и систематические обзоры, имеющие значение для психиатрической науки и клинической практики. Приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, систематическим анализам, метаанализам и крупным когортным исследованиям с научно-доказательной базой. Ценность представляют сообщения практических врачей о полезном опыте выявления и лечения психических нарушений.

Журнал предназначен для широкого круга читателей – врачей, научных работников, студентов вузов и ФУВ, организаторов здравоохранения РФ, стран СНГ и зарубежья. Доступность для международной аудитории обеспечивается англоязычной версией названия статьи и аннотации и размещением метаданных статьи (публикуемого материала) и пристатейного списка литературы на сайте журнала (указать адрес).

Члены редакционного совета и редакционной коллегии представляют ведущие научно-образовательные центры России и других стран. В состав редколлегии входят академики РАН, профессора, доктора и кандидаты наук. Среди авторов журнала специалисты из столичных и региональных научных и практических учреждений Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья,  а также иностранные авторы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивностив амбулаторной практике: вопросы диагностики и лечения

УДК:

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), диагностика, коморбидность, лечение, Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), diagnosis, comorbidity, therapy
Описание:
Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — распространенное психоневрологическое расстройство, харак- теризующееся длительным течением, но поддающееся современной терапии. В статье рассматриваются нейробиологические факторы и нейропсихологические механизмы патогенеза СДВГ, возрастная динамика расстройства. Представлены данные о ко- морбидных расстройствах при СДВГ, которые отмечаются не менее чем у 70% пациентов и вызывают дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. У амбулаторных пациентов с СДВГ часто встречаются оппозиционно-вызы- вающее расстройство поведения, тревожные расстройства, тики и ночной энурез. Лечение СДВГ должно носить комплексный характер, быть достаточно продолжительным и планироваться на основании расширенного терапевтического подхода, с учетом социальных и эмоциональных нужд пациента, оценки динамики как редукции основных симптомов СДВГ, так и функциональных исходов, показателей качества жизни.К эффективным средствам лекарственной терапии СДВГ, которые могут назначаться длительными курсами, относятся атомок- сетина гидрохлорид (страттера), препараты ноотропного ряда (пантогам), небензодиазепиновые транквилизаторы (адаптол).

ЧИТАТЬ

Ссылки на литературу

  1. Баранов А. А., Белоусов Ю. Б., Бочков Н. П. и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). — М.: программа «Внима- ние» «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в РФ, 2007. — 64 с.
  2. Баркли Р. А. Дети с вызывающим поведением: Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей: Пер. с англ. — М.: Теревинф, 2011. — 272 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Коморбидные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперак- тивностью у детей // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. — 2007. — Т. 107. — № 7. — С. 39–44.
  5. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжитель- ности лекарственной терапии // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. — 2011. — Т. 111. — № 10. — С. 28–32.
  6. Заваденко Н. Н., Соломасова А. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании с тревожными расстройствами: возможности фармакотерапии // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. — 2012. — Т. 112. — № 8. — С. 44–48.
  7. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. — СПб., 1994. — 208 с.
  8. Чутко Л. С., Айбеков К. А., Лапшина О. В. Коморбидные тревожные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. — 2008. — Т. 108. — № 3. — С. 49–52.
  9. Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment. — 3rd ed. — New York: Guilford Press, 2005. — 770 p.
  10. Denckla M. B. ADHD: topic update // Brain and Develop- ment. — 2003. — Vol. 25. — P. 383–389.
  11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed. Revision) (DSM-IV-TR) // American Psychiatric As- sociation. — Washington, DC, 2000. — 943 p.
  12. Dickstein S. G., Bannon K., Castellanos F. X., Milham M. P. The neural correlates of attention deficit hyperactivity dis- order: an ALE meta-analysis // J. of Child Psychology Psy- chiatry. — 2006. — Vol. 47. — P. 1051–1062.
  13. DuPaul G. J., Power T. J., Anastopoulos A. D., Reid R. ADHD Rating Scale–IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpreta- tions. — New York: Guilford, 1998. — 80 p.
  14. Geller D., Donnelly C., Lopez F. et al. Atomoxetine treatment for pediatric patients with ADHD and comorbid anxi- 53 ety // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. — 2007. — Vol. 46. — № 9. — P. 1119–1127.
  15. Jarrett M. A., Ollendick T. H. A conceptual review of the comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder and anxiety: Implications for future research and practice // Clinical Psychology Review. — 2008. — Vol. 28. — P. 1266– 1280.
  16. Milberger S., Biederman J., Faraone S. V. et al. Attention deficit hyperactivity disorder and comorbid disorders: issues overlapping symptoms // Am. J. Psychiatry. — 1995. — Vol. 152. — P. 1793–1799.
  17. Nigg G.T. What causes ADHD? — New York, London: Guilford, 2006. — 422 p.
  18. Pennington B. F. Diagnosing Learning Disorders. A Neu- ropsychological Framework. — New York, London: Guilford, 2009. — 355 p.
  19. Sorensen L., Plessen K. J., Nicholas J., Lundervold A. J. Is behavioral regulation in children with ADHD aggravated by comorbid anxiety disorder? // J. Atten. Disord. — 2011. — Vol. 15. — № 1. — P. 56–66.
  20. Spence S. H., Barrett P. M., Turner C. M. Psychometric pro- perties of the Spence Children’s Anxiety Scale with young adolescents // J. Anxiety Disorders. — 2003. — Vol. 17. — № 6. — P. 605–625.
  21. Still G. The Coulstonian lectures on some abnormal physi- cal conditions in children. Lecture 1 // Lancet. — 1902. — P. 1008–1012, 1077–1082, 1163–1168.
  22. Tannock R. Attention-deficit/hyperactivity disorder with anxiety disorders // In: Attention-deficit disorders and comorbidities in children, adolescents, and adults / Еd. T. E. Brown. — Washington, DC: American Psychiatric Press, 2000. — P. 125–170.
  23. Valera E. M., Faraone S. V., Murray K. E., Seidman L. J. Meta- analysis of structural imaging findings in attention-defi- cit/hyperactivity disorder // Biol. Psychiatry. — 2007. — Vol. 61. — P. 1361–1369.
  24. Vloet T. D., Konrad K., Herpertz-Dahlmann B. Impact of anxiety disorders on attentional functions in children with ADHD // J. Affect. Disord. — 2010. — Vol. 124. — № 3. — P. 283–290.
  25. Weiss M. D., Wasdell M. B., Bomben M. M. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P) // BC Children’s Hospital. — 2004. — 10 p.
Авторы:
  • Заваденко Николай НиколаевичРоссийский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москвадоктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ имени Н. И. Пирогова, Москва