Психиатрия - №59 (03) 2013

К содержанию

Журнал «Психиатрия» основан в 2002 году по инициативе академика РАН А.С. Тиганова. С 2008 года журнал входит в «Перечень рецензируемых  научных журналов». С 2012 года журнал «Психиатрия» включен в систему РИНЦ. С 2020 года журнал включен в Scopus.

В журнале «Психиатрия» публикуются научные и информационные материалы в соответствии с основными направлениями журнала. В задачи журнала входит  распространение актуальной информации о последних научных разработках и достижениях клинической психиатрии, фундаментальных исследований в области нейронаук. Большое внимание уделяется современным методам диагностики, лекарственной терапии психических нарушений, другим видам терапевтического вмешательства и реабилитации пациентов разного возраста (детского, подросткового, юношеского, зрелого и позднего возраста). Трансляция результатов научных исследований в медицинскую практику представляет образовательную ценность для врачей, научных работников и организаторов здравоохранения.

Редакционная коллегия принимает на рассмотрение оригинальные статьи и систематические обзоры, имеющие значение для психиатрической науки и клинической практики. Приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, систематическим анализам, метаанализам и крупным когортным исследованиям с научно-доказательной базой. Ценность представляют сообщения практических врачей о полезном опыте выявления и лечения психических нарушений.

Журнал предназначен для широкого круга читателей – врачей, научных работников, студентов вузов и ФУВ, организаторов здравоохранения РФ, стран СНГ и зарубежья. Доступность для международной аудитории обеспечивается англоязычной версией названия статьи и аннотации и размещением метаданных статьи (публикуемого материала) и пристатейного списка литературы на сайте журнала (указать адрес).

Члены редакционного совета и редакционной коллегии представляют ведущие научно-образовательные центры России и других стран. В состав редколлегии входят академики РАН, профессора, доктора и кандидаты наук. Среди авторов журнала специалисты из столичных и региональных научных и практических учреждений Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья,  а также иностранные авторы.

Когнитивные нарушения и особенности познавательного развития при эндогенной психической патологииу детей и подростков

УДК:

Ключевые слова: детский и подростковый возраст, эндогенная психическая патология, психический дизонтогенез, когнитивный дизонтогенез, когнитивный дефицит, динамика познавательного развития, нарушения памяти, внимания и мышления, children and adolescents, endogenous mental pathology, cognitive dysontogenesis, cognitive deficit, the dynamicsof cognitive development, impaired memory, attention and thinking
Описание:
В статье обозначена авторская позиция относительно типологии психического дизонтогенеза, а также кратко изложены результаты собственных исследований когнитивного дизонтогенеза при эндогенной психической патологии у детей и подрост- ков. На основании анализа психологических исследований детской шизофрении сформулированы подходы и задачи экспери- ментально-психологических исследований когнитивного дизонтогенеза и когнитивного дефицита при эндогенной психической патологии. В статье рассмотрена возрастная динамика познавательного развития детей и подростков при указанной психической патологии в контексте представлений о когнитивном дизонтогенезе в структуре психического дизонтогенеза искаженного и за- держанного типов. Показано, что выраженность когнитивного дефицита (отставание от нормы) в оценке функционирования разных психических процессов имеет связь с диагнозом, а в отдельных случаях — с возрастом начала заболевания. Обсужда- ются пути изучения когнитивного дизонтогенеза при разных вариантах эндогенной психической патологии.

ЧИТАТЬ

Ссылки на литературу

  1. Алейникова С. М., Захарова Н. В. Сравнительное изуче- ние особенностей перцептивной и мыслительной деятель- ности детей, больных шизофренией // Журн. невропат. и психиат. им. С. С. Корсакова. —1984. — Вып. 10. — С. 1543–1547.
  2. Алексеева А. М., Ильина М. Н., Щелкова О. Ю. Связь со- циально-психологической адаптации и особенностей раз- вития интеллекта у детей с различными формами дизонто- генеза // В сб.: Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития: сб. науч. ст. / Под ред. М. К. Бардышевской, Л. С. Печниковой, А. Л. Рыжо- ва. — М.: Акрополь, 2012. — С. 76–86.
  3. Гурович И. Я., Шмуклер А. Б., Зайцева Ю. С. Нейроког- нитивный дефицит и его динамика у больных на началь- ных этапах шизофрении и шизоаффективного расстройст- ва // В кн.: Наследие А. Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: к 110-летию со дня рождения А. Р. Лурии / Сост. Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе. — М.: факультет психологии МГУ им. М. В. Ломо- носова, 2012. — с. 177–183.
  4. Ермилов Т. А., Зверева Н. В. Особенности произвольного тактильного запоминания у здоровых и больных шизофре- нией детей и подростков (экспериментальное исследова- ние) // Вопросы психического здоровья детей и подрост- ков. — 2005. — № 1. — С. 21–26.
  5. Зверева Н. В. Нарушения произвольной памяти в струк- туре когнитивного дизонтогенеза у детей с разными вида- ми отклоняющегося развития // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. — C. 79–85.
  6. Зверева Н. В. Патопсихология в клинике эндогенных пси- хозов детского возраста // Психиатрия. — 2008. — № 2. — С. 28–37.
  7. Зверева Н. В. Психический и когнитивный дизонтогенез в детской клинической психологии // Медицинская (клини- ческая) психология: традиции и перспективы. К 85-летию Юрия Федоровича Полякова. — М., 2013. — С. 121–131. психиатрия 3`2013
  8. Зверева Н. В., Горюнов А. В. Место патопсихологического метода в нозологической диагностике первых депрессив- ных эпизодов в подростковом возрасте // Психиатрия. — 2003. — № 2. — С. 26–31.
  9. Зверева Н. В., Хромов А. И. Возрастная динамика мысли- тельной деятельности детей и подростков с эндогенной психической патологией на примере методик «Малая пред- метная классификация» и «Конструирование объектов» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образо- вание PSYEDU.ru 2011. № 4. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 19.06.2013).
  10. Коваль-Зайцев А. А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболевани- ями, протекающими с аутистическими расстройствами: Ав- тореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2010. — 26 с.
  11. Лассан Л. П. Нейрокогнитивный дизонтогенез при ор- ганических поражениях головного мозга. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обра- щения: 18.06.2013).
  12. Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психи- ческого развития в детском и подростковом возрасте. — М., 2011.
  13. Мелешко Т. К., Алейникова С. М., Захарова Н. В. Особен- ности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / Под ред. М. Ш. Вро- но. — М., 1986.
  14. Мосолов С. Н., Кабанов С. О. Динамика когнитивного дефицита у больных с первым эпизодом шизофрении и хроническим течением болезни при лечении кветиа- пином (сероквель) // Психиатрия и психофармакотера- пия. — 2005. — № 1. — С. 6–11.
  15. Печникова Л. С. Фундаментальные принципы структурно- функциональной модели дизонтогенеза, сформулирован- ные В. В. Лебединским // В кн.: Идеи Виктора Васильеви- ча Лебединского в психологии аномального развития: сб. науч. ст. / Под ред. М. К. Бардышевской, Л. С. Печниковой, А. Л. Рыжова. — М.: Акрополь, 2012. — С. 23–32.
  16. Рощина И. Ф., Зверева Н. В. Клиническая психология раз- вития и проблемы дизонтогенеза // Мир психологии. — 2012. — № 2. — С. 163–171.
  17. Симашкова Н. В., Коваль-Зайцев А. А., Зверева Н. В., Хро- мов А. И. Когнитивный дефицит в структуре расстройств аутистического спектра // Психиатрия. — 2010. — № 6. — С. 5–15.
  18. Хромов А.И. Динамика когнитивного развития у детей и подростков при эндогенной психической патологии: Ав- тореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2012. — 23 с.
  19. Хромов А. И., Зверева Н. В. Возрастная динамика познавательной деятельности у детей и подростков при эндоген- 15 ной психической патологии // Будущее клинической психологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (8 ап- реля 2011 г.) / Науч. ред. А. Ю. Бергфельд и др. — Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2011. — Вып. 5. — С. 91–98.
  20. Щербакова Н. П. Сравнительное изучение особенностей мышления подростков, здоровых и больных шизофрени- ей // Журн. невропатол. и психиатр. им. С. С. Корсако- ва. — 1976. — Т. 76. — № 12. — С. 56.
  21. Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных ши- зофренией // Журн. невропатол. и психиат. им. С. С. Кор- сакова. —1970. — Т. 70. — № 8. — С. 1229–1235.
  22. Bromley E. Clinicians’ сoncepts of the сognitive deficits of schizophrenia // Schizophr. Bull. — 2007. — Vol. 33. — № 3. — P. 648–651.
  23. Harvey P. D., Strassnig M. Predicting the severity of everyday functional disability in people with schizophrenia: cognitive deficits, functional capacity, symptoms, and health status // World Psychiatry. — 2012. — Vol. 11. — P. 73–79.
  24. Remschmidt H.,Theisen F. Early-onset schizophrenia: Brain, mind, and development psychopathology in childhood // IACAPAP Book series / Еds. M. E. Garralda, J. P. Raynaud. — 2012. — С. 145–173.
  25. Zvereva N., Khromov A., Koval-Zaytsev A. Degree of cognitive deficit in children and adolescents with schizophrenia. — July 2012 «IACAPAP 2012» — 20th World Congress. — Paris. Brain Mind and Development // Neuropsychiatrie de l’enfance et de l’adolescence. — 2012. — Vol. 60. — № 5. — P. S238– S239.
Авторы:
  • Зверева Наталья ВладимировнаНаучный центр психического здоровья РАМН, ГБОУ ВПО МГППУ, Москваведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, профессор ГБОУ ВПО МГППУ, Москва